Стратегическая мысль в бизнесе Сегодня существуют компании с оборотом в миллиарды долларов, зарабатывающие только на том, что помогают другим компаниям разработать хорошую стратегию достижения какой-либо цели. Стратегическая мысль очень важна, особенно в бизнесе, и может служить достижению самых различных целей - от удержания компании на краю пропасти, до агрессивного вытеснения конкурента. Кстати, существует как минимум 5 причин создать собственную компанию. Следующие мысли относительно стратегий в бизнесе были подчерпнуты у гуру современного стратегического менеджмента Кеничи Омае. Отличия стратегии от планирования Чем же стратегия отличается от планирования? В первую очередь стилем мышления: стратеги видят динамичное взаимодействие компании с окружающим миром и из этого видения произрастает всесторонний набор целей и планов действий. Понимание происходящих процессов - ключевая составляющая любой стратегии. А поскольку такое понимание творческое и отчасти интуитивное, то вытекающие из него планы не всегда могут выдерживать критику с точки зрения аналитиков. Однако именно творческий элемент, присутствующий в этих планах, настойчивость и воля создавшего их разума делают эти стратегии в высшей степени жизнеспособными. Основа стратегии Основа любой стратегии в бизнесе та же, что и на поле боя - создать наиболее благоприятные для себя условия, причём при помощи действий, которые конкурентам будет сложно повторить или нейтрализовать, а затем наращивать это преимущество. Распределение ресурсов Когда ресурсы (время, люди или деньги) ограничены, приходится среди всех направлений деятельности выделять наиболее важные. Задача стратега - найти несколько ключевых факторов, от которых зависит успех в конкретном бизнесе, и сосредоточить все ресурсы именно на этих факторах. Такой подход вполне согласуется с законом Парето. Распределение ресурсов, аналогичное распределению у конкурентов, не даст вам никаких конкурентных преимуществ. Но если вы определите области, которые содержат ключ к успеху в вашей отрасли, и примените к ним правильное сочетание ресурсов, вы обеспечите себе реальное конкурентное превосходство. Выделить эти ключевые факторы успеха не всегда просто. Но, по крайней мере, два верных метода существуют. Первый - проанализировать рынок как можно более творчески, чтобы выявить его ключевые сегменты; второй - определить, что отличает компании-победители от компаний-аутсайдеров, и затем проанализировать эти различия. Помимо прочего, можно применить метод под названием мозговой штурм. Направленность усилий Большинство наиболее успешных стратегий подразумевает направленность усилий. Необходимо как можно раньше сосредоточить все усилия и ресурсы на одном, самом важном, направлении, став в нем по-настоящему конкурентоспособным, после чего, используя полученные выгоды и прибыль, переместить консолидированные ресурсы на другие направления своей деятельности. Уничтожение стереотипов Иногда единственный способ построить жизнеспособную стратегию - применить нестандартный ход, направленный на изменение самих ключевых факторов успеха, на которые опираются конкуренты. Отправная точка здесь - поставить под сомнение общепринятые стереотипы, которые используются при ведении дел в этой отрасли или на рынке, тем самым разрушив статус-кво и таким образом создать совершенно новое и мощное конкурентное преимущество. Метод, который можно использовать для создания такого нестандартного хода, очень прост - достаточно задавать вопрос - "почему?". Задавать этот вопрос надо в отношении тех самых стереотипов, которыми руководствуются все участники вашей отрасли. Так можно добраться до узких мест, преграждающих путь к фундаментальным улучшениям, и, устранив их, сделать возможными серьезные прорывы в достижении целей бизнеса. Готовность к действию Успех не приходит только потому, что стратег знает ключевые факторы успеха, знает куда направить ресурсы и собственные усилия. Стратег должен обладать смелостью, чтобы играть и идти на обдуманные риски. Это испытание своего рода узкие ворота, через которые должна пройти компания, если она хочет завоевать превосходство в жесткой конкурентной борьбе, особенно при прямой конкуренции. Пример применения стратегического подхода к бизнесу Хороший пример стратегического подхода к бизнесу продемонстрировал Соитиро Хонда (основатель компании Honda Motor), когда начал заниматься выпуском своих автомобилей. Первоначально он занимался производством мотоциклов, а затем заинтересовался и автомобильным бизнесом. К тому времени в Японии уже были крупные производители машин - такие компании как Toyota, Nissan и Mitsubishi, и вывести на рынок новую марку было не так-то просто. Соитиро Хонда сделал основой своей стратегии выпуск исключительно экономичных автомобилей. Над ним потешались, ведь кому могло прийти в голову экономить на бензине, когда горючее стоило сущие копейки? Но в 1973 году разразился нефтяной кризис - цена нефти резко взлетела, а вместе с ней и цены на бензин. В таких условиях многие люди стали задумываться над экономией именно на горючем, и экономичные "Хонды" произвели настоящий фурор. Таким образом Хонда применил мышление стратега: он не стал конкурировать с гигантами там, где он не мог выиграть - на рынке мощных автомобилей, и создал себе стратегическое преимущество в другой области, недостаточно оценённой другими компаниями. Этим-то стратегическое мышление и отличается от чистого планирования - оно принимает во внимание те факторы, которые не учитывает рациональный анализ. Хонда не мог точно знать, что цены на бензин вырастут, да и некто не мог этого знать, но он каким-то образом понимал, что топливо для машин не может быть дешёвым всегда, и сделал ставку на это. Означает ли этот пример, что стратегическая мысль доступна лишь некоторым избранным? Решительно нет. Стратегическое мышление - это не вещь, которой можно обладать, а способ видения. Каждый может научиться этому сам, если приложит определённые усилия. Почитать ещё: - Заблуждения о больших деньгах - Как вел дела Джон Пирпонт Морган |